Вязание как вид декоративно-прикладного искусства

Немножко интересного занудства из моей институтской дипломной работы=)

Ручное вязание — один из древнейших и наиболее распространенных видов прикладного искусства. Популярность его обусловлена простотой техники выполнения, которая доступна каждому, желающему овладеть ею, примитивностью инструмента, который при необходимости легко изготовить в домашних условиях, удобством вязаных изделий, которые благодаря эластичности, податливости вязаного полотна не стесняют движении.
Но, пожалуй, самое притягательное в вязании — неограниченные возможности для создания узоров. Поистине удивительно, как несложные, внешне однообразные движения незатейливого инструмента рождают разнообразнейшие узоры — от гладкого, ровного полотна до строгих геометрических фигур и ажурных переплетений.
Разнообразие узоров практически неисчерпаемо. Владея техникой вязания и известной долей фантазии, можно изобретать рисунки по своему усмотрению. С этой точки зрения вязание — творчество, искусство, позволяющее создавать неповторимые изделия, удовлетворяющие требованиям моды и индивидуальному вкусу. В этом, т.е. в возможности создавать нестандартные изделия, несомненно, одна из причин живучести спиц и крючка, популярность которых в наше время не только снижается, но и растет.
Художников-модельеров в ручном вязании привлекает прежде всего возможность создавать интересные решения, основанные на разности фактур.
Однако вязание привлекает не только своим конечным результатом, выражающимся в создании красивых и удобных изделий. Сам процесс вязания — это своего рода отдых. Ритмичность движений успокаивает нервную систему, а процесс формирования в результате этих движений красивого рисунка приносит огромное наслаждение и удовлетворяет присущую каждому человеку потребность в творчестве.

Из истории вязания
Вязание — старинное рукоделие, начало которого теряется в глубинах истории. Древнейшие вязаные изделия, обнаруженные в области Старого света, относятся к IV-V вв. н.э., а на территории Нового света (Перу) — к III в. н.э. А что было раньше? Ведь древнейшие находки свидетельствуют уже о высокоразвитой технике вязания, составления узоров, выборе цвета, а период более раннего развития был, несомненно, очень длительным. Поэтому исследователи стремятся доказать, что люди действительно задолго до начала нашей эры владели техникой вязания и применяли ее. В различных странах Востока есть предполагаемые доказательства использования вязаных предметов одежды в древнейшие времена. В гробнице Аменемхета в Бени-Хасане был обнаружен настенный рисунок, относящийся приблизительно к ХIХ в. д.н.э. и изображающий семитов, четыре женские фигуры среди них одеты в подобие вязаных жакетов. В развалинах дворца Сенахериба в Ниневии был найден рельеф воина в носках, поразительно напоминающих современные. В 1867 г. Вильям Фелкин в своем труде об истории чулок пытался с помощью более или менее логических умозаключений доказать, что вязание было известно еще во времена Тройской войны, в период создания «Илиады» и «Одиссеи» Гомера и лишь вследствие неточности переводчиков и переписчиков, а также из-за возможной подобности терминов произошла замена слов «вязанье» и «тканье». Как известно, Пенелопа, ожидавшая возвращения своего мужа Одиссея, сдерживала нетерпеливых женихов обещанием, что выйдет замуж, как только будет готов свадебный убор, но по ночам всегда распускала то, что за день соткала. В действительности Пенелопа должна была вязать, потому что распустить быстро, без нарушений нити и без видимых следов можно только связанное полотно, но не сотканное. И на древних греческих вазах времен Тройской войны встречаются изображения пленной тройской знати в узких, облегающих штанах, напоминающих вязаные трико из торжественного убора венецианских дожей эпохи на 2500 лет позже. Однако это всего лишь предположения и догадки, ныне часто опровергнутые или поставленные под сомнение археологическим исследованием. Если принять во внимание, что древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы — сравнительно сложные по технологии — относятся к III-V вв. н.э. и местам, весьма отдаленным друг от друга, это можно считать доказательством, что вязание возникло гораздо раньше, хотя и неизвестно когда именно. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, нельзя исключить возможности, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры. Ткачество и вышивание были известны еще в древнем Египте, что доказывают, например, находки искусно художественно вышитых тканей и украшений в гробницах египетских фараонов. Поэтому есть основания предполагать, что в то время было известно и вязание, технология которого относительно проста. Вязание практически не требует никакого технического оборудования, поскольку первоначально вязали без каких-либо приспособлений, т.е. просто на пальцах, а позднее стали использовать спицы или рамы. Не так трудно понять, почему не были обнаружены вязаные изделия того периода: ручное вязание недолговечно и сравнительно плохо сохраняется. Кроме того, не исключено, что вначале вязаные вещи входили в повседневный обиход низших каст (одежда семиток, рельеф воина, носки в коптских гробницах) и, конечно, не могло не иметь значения то обстоятельство, что вязаные вещи можно было легко распустить и связать другие, что значительно снижало долговечность и прочность пряжи. Правда, некоторые исследователи считают точнее не определенные остатки древнего материала из египетских гробниц ХIII в. д.н.э. фрагментами ручного вязания, но их состояние не позволяет сделать точного заключения.
Более реальную основу представляют две группы находок — в Перу (IIIв. н.э.) и на территории Европы (IV-V вв. н.э.). К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания.
Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте (Institute of Arts). Сохранились некоторые экземпляры вязаных предметов IV-V вв. н.э., обнаруженные в коптских гробницах в Египте. Детский вязаный носок из цветной шерсти выполнен сравнительно сложной техникой. Большой палец отделен от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине (Kaiser-Friedrich-Museum) и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (Viktoria and Albert Museum). Приблизительно к тому же периоду относятся вязальные спицы, обнаруженные в германских гробницах. Находка длинных шерстяных штанов с пришитым носком (чулком) в германской гробнице, относящейся приблизительно к IV в. н.э., в датских болотах (Южн. Баруп) может быть доказательством высокого уровня культуры одежды у древних германцев и владения техникой ручной вязки.
Общие неупорядоченные отношения в области Средиземноморья повлияли на то, что вплоть до ХIII в. н.э. сохранилось очень мало памятников материальной культуры. Вязание в то время развивается, главным образом, на Востоке и в странах с влиянием арабской культуры. Фрагменты прекрасного арабского вязания VII-IX вв. н.э. были обнаружены в египетском Фостате. Работа отличается красивым и сложным геометрическим орнаментом и яркой расцветкой (коллекция д-ра Фрица Икле). Иной предмет — часть вязаного шарфа с подобным орнаментом — относится к исламскому периоду в Египте, т.е. приблизительно к ХII в. н.э. Сохранилось сообщение, что в 1181 г. сарацинский вязальщик, имя которого осталось неизвестным, изготовил чулки искусной работы для Вильяма II Норманского.
Следы вязания остались также в Англии и Шотландии, где после проникновения норманнской культуры появились вязаные шапки. Сами норманны научились искусству вязания, вероятно, у сарацинов. В ХIII в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Должно быть, этому весьма способствовали крестовые походы. Позднее оно попало в Испанию, откуда проникло дальше — во Францию, Англию, Шотландию, Германию и т.д.
В ХVI в. вязание стало известным уже по всей Европе, а вязаные изделия, особенно чулки, пользовались большим успехом, главным образом, на королевских дворах и среди знати. Вязание в тот период, как говорят, завоевало Европу.
По мнению Глассманна мл. (Glassmann jr., Menschen und Maschen), первым среди носивших вязаные чулки был несомненно Генрих IV, английский король (1399-1413). Широко известен портрет Генриха IV, написанный Гансом Гольбейном в 1537 г., на котором английский король изображен в вязаных шелковых чулках, украшенных орденом Подвязки (рис. 3.1).
Во Франции вязаные шелковые чулки носили короли Карл IХ (1660-1674. Венская картинная галерея) и Генрих III (1574-1589. Лувр, Париж). Ручное изготовление вязаных чулок в то время значительно опередило остальное производство, и вскоре было организовано в цехи. Пражский цех вязальщиков был основам в 1612 г., а еще раньше подобные цехи возникли во Франции, Англии и Германии. В мужской моде того времени были популярные длинные штаны-колготки и вязаные облегающие чулки, которые лучше подчеркивали форму ноги, чем сшитые чулки. Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так пражские чулочники в 1612 году постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины, которые собирались вязать, как на посиделки.
Подобно каждой новинке, вязание не было принято сразу и, кроме приверженцев, имело своих противников. Магистрат Магдебурга, например, в 1583 г. отдал распоряжение, которым запрещалось носить шелковые вязаные чулки как вредную излишнюю роскошь. На вязаный товар были установлены — даже парламентскими актами довольно высокие официальные цены (в 1488 г. в Англии цена вязаных шапок была весьма высока). Несмотря на сравнительно широкое распространение вязания, стоимость вязаных изделий, особенно чулок, была очень высокой. В регистрации расходов сэра Томаса Л’Эстранжа есть запись от 1533 года: «Peyd for 4 peyr of knytt hose VIII s.» что означает — «За 4 пары вязаных чулок уплачено 8 шиллингов». Но хорошие вещи всегда пользуются успехом и признанием. Елизавета Английская (1558-1603) на третий год после вступления на трон получила в подарок от своей придворной дамы госпожи Монтагу пару черных шелковых чулок, связанных ее горничной. С тех пор королева будто бы не желала носить никаких иных чулок, кроме тех, которые вязала эта горничная. Одна пара сохранилась в коллекции лорда Солсбери, и это действительно отличные чулки. Елизавета Английская вообще любила одеваться с известной роскошью. Например, над убором, в котором она приняла французского посла маршала Бирона, трудилось в течение трех недель сто мастериц. После ее смерти осталось три тысячи платьев.
О скорости, с которой в то время прививалось вязание, свидетельствует следующий факт: королева Елизавета, посетившая в 1579 г. школы в Норвиче, узнала, что многие из местных детей учатся вязать чулки. В Германии первое сообщение о вязании относится, вероятно, к 1417 году. В хронике города Апольды содержится запись от 1593 г. о мастере Давиде по прозвищу Вязальщик.
Сохранились документы и о вязании иных предметов повседневного обихода, не только чулок. Известная храмовая картина художника Бертрама, написанная около 1390 года, «Мадонна с вязаньем» (Kunsthalle Hamburg) изображает деву Марию вяжущей на пяти спицах рубашку для младенца. Наблюдающих ангелов это занятие весьма удивляет. На картине отчетливо видно почти законченное вязание.
В Чехословакии есть довольно известная и своего рода исключительная средневековая реликвия, относящаяся к вязанию. Это вязаная перчатка, известная под названием «перчатка св. Войтеха», которая хранится в сокровищнице пражского собора св. Вита (рис.3.2). Если бы она действительно принадлежала св. Войтеху как знак епископского звания, это был бы уникум, исключительно редкий и ценный предмет конца Х века. Старые исследователи в большинстве случаев считали эту перчатку подлинной, т.е. относящейся к времени св. Войтеха. Но новейшее исследование более критично и обращает внимание, прежде всего, на то что вплоть до XIII века перчатки всюду шились из ткани, что ни в литературе, ни на старых картинах предыдущего периода нет и следа вязаных перчаток. Тем не менее это одна из древнейших вязаных перчаток вообще и очень ценное доказательство высокой художественно-ремесленной зрелости.

Второй подобный предмет — перчатка, которая также приписывается св. Войтеху. Но современное исследование относит изготовление этой вязаной перчатки к ХIV — ХV вв. и утверждает, что на первоначальную, более старую манжету с византийской вышивкой перчатка была надвязана позднее. Этот исторический предмет хранится в храме св. Вацлава в гор.СтараБолеслав. Значительная часть сохранившихся реликвий выполнена цветной орнаментной вязкой (у нас она известна под названием «норвежская техника»). Начало цветной орнаментной датируется V в. н.э. В Лёстерском музее хранятся относящиеся к тому периоду детские носки, найденные в коптском городе Антимов. Носки украшают зеленые, пурпурные, красные, желтые и синие полосы.
Следующим свидетельством древнего арабского искусства вязания является фрагмент, обнаруженный в Египте в Фостате (Каир). Вязание выполнено из шелка английскими петлями, орнамент каштаново-красного цвета вывязан на золотом фоне. Образец арабского орнамента VII-IX вв. — рис.3.3. В египетских раскопках эпохи исламской культуры был найден остаток ручного трикотажа с орнаментом сине-белой расцветки, относящийся к XII в. (рис. 3.4, 3.5).

На основе этих находок ученые заключают, что прародиной вязания был Ближний Восток, откуда оно постепенно распространялось на восток и на запад.
Сравнительно сложные орнаменты вязали итальянцы в эпоху Ренессанса. Сохранилась блуза XVII века с ренессансным узором, выполненная шелком с металлической нитью (оригинал находится в лондонском Музее Виктории и Альберта). Основной цвет терракотовый, стилизация цветов золотая, контуры усиливает трикотажный стежок синего цвета. Фон связан лицевыми петлями, узор — изнаночными (рис. 3.6.).

Перелом в ручное вязание пришел с ручным вязальным станком (1589), изобретением галвертонского священника Вильяма Ли. Это изобретение довольно быстро переняли во Франции, а в конце XVII в. гугеноты принесли его в Германию, На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Но развитие в этом направлении шло очень медленно и только в ХIХ в. трикотажное производство действительно механизируется.
Старинное рукоделие — ручное вязание было вызвано к жизни необходимостью людей в одежде, но постепенно утратило это назначение. Тем не менее, несмотря на активное развитие текстильной промышленности, появление огромного количества тканей, разнообразных по своей фактуре и качеству, вязание по-прежнему на пике популярности.
Для многих женщин это не просто хобби, способ занять свободное время, а действительно, акт творчества, способ самовыражения и самореализации. Не случайно, в Англии создан женский клуб любителей вязания, имеющий правовой статус.
Да и в нашей стране всегда поддерживалось и всячески пропагандировалось это креативное увлечение. Свидетельством тому могут быть активно издаваемые и пользующиеся огромным спросом отечественные и переводные журналы по вязанию: «Verena», «Вяжем малышам», «Даша», «Анна», «Burda» и т.п.
Да что говорить — вязание — это язык красоты, который понимают все женщины Вселенной, язык мира и доброты!

Категории: История Вязания
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0 ленту.Вы можете оставить комментарий, или трекбэк с вашего собственного сайта.
2 комментария
  1. QueenNitro says:

    Специально зарегистрировалась,чтобы сказать Вам спасибо,так пригодилось ваше «занудство»))

Добавить комментарий

Вверх